Ваша корзина пуста!
Брахман (санскр. ब्रह्मन्, МФА: [ˈbrəmən]) — одно из ключевых понятий индийской философии, обозначающее абсолютное первоначало бытия и глубинное содержание всех мировых феноменов. Это понятие играет центральную роль в ведийской традиции и шести школах индийской философии, включая йогу.
Слово "Брахман" происходит от корня "брих", что означает "расти, нарастать, расширяться", и "ман", что означает "отражать, верить, мыслить". Первоначально в Ригведе это слово означало "молитва". В дальнейшем оно стало обозначать надличностный, индифферентный Абсолют, "Душу мира", первооснову всех вещей и феноменов.
Брахману не может быть дано никакое утвердительное определение. Его можно описать только через отрицание: он бесконечный, неизменный, неподвижный. Он описывается как бескачественный (ниргуна). Брахман — это принцип и источник Вселенной, который может быть определён, говоря только о том, кем он не является. В богословии это называется "апофатический принцип определения Абсолюта".
В веданте концепция Брахмана тесно связана с личностным восприятием Бога в качестве индивидуального Атмана — своего наивысшего запредельного "Я". В Упанишадах многократно поддерживается идея трансцендентальной тождественности Атмана и Брахмана. Например, в махавакье ("великом изречении") говорится: "Этот Атман — Брахман" ("Аям атма брахма").
Основатель буддизма Будда Шакьямуни критиковал концепцию Брахмана, считая, что верящие в его реальность схожи с человеком, который всем рассказывает, что влюблён в самую прекрасную женщину страны, а сам никогда её не видел. В буддизме отсутствует концепция постоянного и неизменного Абсолюта, что противопоставляется идеям Брахмана.
Хотя термины "Брахман" и "Брахма" звучат похоже, они обозначают разные концепции. Брахман — это безличный Абсолют, тогда как Брахма — это персонифицированное божество, один из тримурти (триады верховных богов индуизма), наряду с Вишну и Шивой.
В различных школах индийской философии, таких как адвайта-веданта, вишишта-адвайта и двайта, концепция Брахмана интерпретируется по-разному. Например, в адвайте Брахман считается единственной реальностью, а мир — иллюзией (майя), тогда как в вишишта-адвайте Брахман рассматривается как личностный Бог с атрибутами.
В индийской космологии Брахман рассматривается как источник и основа всего сущего. Он пронизывает весь космос и является его внутренней сущностью. В этом контексте Брахман часто сравнивается с океаном, в котором все волны (индивидуальные существа) являются его частью.
Практика медитации в йоге и других духовных традициях Индии направлена на осознание единства Атмана (индивидуальной души) и Брахмана. Это состояние осознания называется мокша или самадхи, и оно считается высшей целью человеческой жизни.
В ведийской традиции ритуалы и жертвоприношения (ягья) проводятся с целью установления связи с Брахманом. Эти ритуалы считаются способом поддержания космического порядка (рита) и гармонии.
Этические учения в индийской философии часто основываются на понимании Брахмана как всеобъемлющей реальности. Принципы ахимсы (ненасилия) и дхармы (праведного поведения) связаны с осознанием единства всех существ в Брахмане.
Брахман является фундаментальной концепцией индийской философии, представляя собой абсолютное первоначало бытия и глубинное содержание всех мировых феноменов. Его понимание и интерпретация варьируются в зависимости от философских школ и религиозных традиций, но неизменно остаётся центральным элементом индийской мысли.
Наши друзья: калининградский интернет-магазин пряжи и бисера
Комментарии